Дистанционное обучение: новая форма – новые возможности

Популярность дистанционной формы обучения стабильно растет, что создает определенный резонанс в образовательном сообществе. Служители педагогической науки пишут диссертации о том, как новая форма влияет на качество процесса и результата обучения в вузах, практикующие преподаватели все чаще пытаются «подружиться» с интернетом и научатся общаться с подопечными «через экран». Новаторы приветствуют новую волну, консерваторы пытаются противостоять «обезличиванию» контакта между преподавателем и студентом. Кто прав, кто нет, рассудит время, но одно нельзя не признать очевидным: интернет является удобным и доступным средством общения, и этот факт не мог быть не замечен. Поэтому не кажется странным, что интернет как средство общения используется в образовании, которое является, по существу, в первую очередь именно формой общения между людьми.

Не хотелось бы в очередной раз рассуждать о том, что плохого и что хорошего в дистанционном обучении. Во-первых, об этом сказано уже достаточно, и не один раз. Во-вторых, представляется более важным понять, какие возможности нам дает эта форма, потому что современная информационная реальность – это в первую очередь поле возможностей, а не лес «плюсов» и «минусов». Каковы же эти возможности? Ответ кроется в самой сути процесса: обучающийся планирует образовательный процесс сам. Это повышает его ответственность за качество обучения – раз. Это позволяет более гибко подойти к обучению – два. Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это экономичность. Не нужно затрачивать ресурсы на обслуживание помещений, а значит, освободившиеся средства можно потратить более эффективно – для того же самообразования. Третий важный пункт – доступность материалов. Пропущенные лекции не нужно переписывать у одногруппников – все в открытом доступе. И это еще не всё.

Основное, что отличает дистанционную форму обучения от традиционной – она требует зрелой мотивации к обучению. А уж это основная черта современного общества – все зависит от каждого, нет единой регламентации. Только возможности, которые нужно и важно увидеть, каждому – свои.