Как проводить семинары для психологов

Семинары становятся все более популярной формой обмена опытом и повышения профессионального уровня психологов и психотерапевтов. Они носят как обучающий характер, так – порой – и психотерапевтический, поскольку позволяют не только получить опыт и знания, но и получить поддержку, ключ к решению личных психологических проблем и затруднений в работе. Эта двойственная роль семинаров для психологов-практиков придает им особый смысл – и ставит особые задачи перед ведущими. Каковы эти задачи и как их выполнить оптимально? Мы хотели бы раскрыть свои предположения на этот счет.

Во-первых, семинары для психологов должны давать что-то новое коллегам – которые, нередко, не уступают ведущему в уровне профессионализма и эрудированности. Соответственно, ведущий должен предложить что-то свое – уникальное, интересное и новое. Свой уникальный опыт и интерпретацию этого опыта, — и тогда семинар будет интересен профессионалам. Во-вторых, поскольку семинары проводятся для практиков – теоретическая составляющая должна быть представлена в минимальном необходимом объеме. Практический семинар – это не лекция. Но в то же время – это не тренинг для клиентской группы – и поэтому содержание должно нести профессиональную смысловую нагрузку. И, наконец, основной принцип работы семинаров – это взаимное уважение коллег к опыту и достижениям друг друга. Ведущий – ключевая фигура семинара, но в то же время он, в каком-то смысле, «первый среди равных», поскольку основная задача – это взаимный обмен опытом между коллегами, в доброжелательной, психологически безопасной атмосфере.