Особенности консультирования «трудных» клиентов

По идее, любой практикующий психолог должен быть готов ко встрече с любой проблемой клиента. Конечно, часть клиентов можно «переадресовать» коллеге – но чем меньше зрелый специалист пользуется этим правом, тем тверже его репутация, тем больше у него возможностей вырасти профессионально и тем больше личного опыта он может получить. Ведь что если не опыт обогащает нашу жизнь информационно, духовно и эмоционально. Тем не менее, всегда есть риск, что оказавшись один на один с «трудным» клиентом, сам психолог окажется под ударом собственных непроработанных психологических проблем, которые возьмут – да и «выберутся» из потаенных глубин.

Сила резонанса снимает защиты, — особенно при таком глубоком контакте, как психологическая консультация или психотерапия. В то же время, сама надежда на результат с таким клиентом порой тает с каждой сессией, как утренний туман, что подрывает мотивацию на работу и провоцирует эмоциональное выгорание. И в первую очередь это касается клиентов с зависимым поведением, которые не только не хотят поддерживать процесс – а еще и, зачастую, манипулируют консультантом, включая его в свою хитрую и навязчивую игру с самим собой («сообразим на троих: ты, я и моя зависимость»).

Как быть? Во-первых, наверное, важно установить зону своей ответственности как консультанта. Понятно, что сопротивление преодолевать нужно – но до какого момента стоит продолжать? Нужно ли пытаться менять структуру личности? За что в консультировании отвечает психолог, а за что – клиент? Если практикующий специалист найдет для себя более-менее четкие ответы на эти вопросы, ему будет проще управлять собственными границами и противостоять манипуляциям. Во-вторых, наверное, важно определить, по возможности, уровень организации личности и характер расстройства, если таковое у клиента имеется. Почему это так важно в консультировании? Потому что не стоит «лезть в воду, не зная броду»: самосознание клиента – это как раз то, с чем психолог работает. И знание того, каков уровень и особенности самосознания консультируемого, позволяет избежать множества трудностей и ошибок в дальнейшем.