Роль и место клинического психолога в медицинском учреждении

Концепция организации медицинской помощи постепенно меняется. Прежде упор делался в основном на противостояние болезни – поскольку нужно было в первую очередь отвечать на вызов реальности и спасать человеческие жизни. Поэтому, если причины и симптомы болезней изучались досконально, то здоровье было понятием абстрактным и чаще негативным, чем позитивным – обозначая в первую очередь отсутствие болезней. Сейчас ситуация в мире складывается таким образом, что дальнейшее развитие медицины и системы здравоохранения невозможно без опоры на позитивное понятие здоровья. Люди по-прежнему болеют, и их по-прежнему нужно лечить, но чтобы делать это лучше, нужно рассматривать организм как целое – а значит и через модель оптимальной жизнедеятельности, как физической, так и психологической.

В этой связи особая роль отводится клинической психологии как направлению в психологической науке и практике и собственно психологам, работающим в медицинских учреждениях. Поскольку человеческий организм как целостная система на разных уровнях управляется психическими структурами, важно отслеживать связь между процессами в психике, которые изучает психология, — и процессами в организме, чтобы оптимизировать взаимодействие этих двух граней человеческого существования. Таким своего рода «связным» является клинический психолог, который позволяет пациенту найти новые, прежде неведомые ресурсы и гармонизировать себя и свое окружение — так, чтобы все стороны его жизни находились в оптимальном балансе. Чтобы выздороветь, чтобы быть и оставаться здоровым, психически и физически, чтобы успешно и активно противостоять трудностям, болезням и другим угрозам своего благополучия.