Сопротивление клиента – хорошо это или плохо?

С явлением сопротивления знаком каждый. Чтоб разобраться, что это такое, можно вспомнить детство и ответить на вопрос: когда ребенку проще вставать рано утром – чтобы успеть в школу или на рыбалку? Когда нужно собраться на рыбалку, вставать, конечно, проще: ожидание приятных эмоций и впечатлений буквально поднимает юного любителя природы с постели. То же самое явление можно наблюдать и со взрослыми людьми. Когда мы собираемся куда-то, куда ехать не хотим – часто появляется что-то, что нас останавливает. Это связано с тем, что мы неосознанно сопротивляемся ситуации и создаем эти препятствия сами, чтобы отсрочить или вовсе «отменить» что-то неприятное. И часто это касается тех дел и мероприятий, которые мы считаем полезными, но они настолько нежелательны – по каким-то причинам, порой неосознаваемым – что мы готовы «сочинить» буквально любые происшествия и причины, лишь бы их избежать.

Таким полезно-неприятным событием может является также и столкновение с собственной травмой или с воспоминанием. Или с чувством, «похороненным» в глубинах души. Это объясняет то, что любой практикующий психотерапевт, консультант неизбежно сталкивается с сопротивлением клиента, — ведь в любом психотерапевтическом процессе или консультации затрагиваются глубокие переживания, которые, возможно, затрагивать не хотелось бы. С одной стороны, это затрудняет работу – поскольку сопротивление нужно преодолевать. Мало того, его нужно еще и распознать и разобраться, что его вызывает – а это не всегда бывает просто. С другой стороны, сопротивление можно рассматривать так же и как ресурс психологической работы, потому что позволяет выявить глубокие проблемы клиента – сигнализируя о том, что скрывается за маской внешнего благополучия.