Зачем психологам супервизия?

Для профессиональных психологов давно стало аксиомой, что консультативная практика требует постоянного саморазвития. Это нужно как для того, чтобы повысить качество консультаций, так и для того, чтобы определить, какие именно проблемы клиентов специалист решает наиболее эффективно. И какое направление ему подходит для работы лучше всего.

С одной стороны, развиваться можно самостоятельно, опираясь на собственный опыт – профессиональный и житейский. Опыт накапливается, ошибки учат, — ведь не зря существует присказка среди практиков, что лучшие учителя — это клиенты. Но в то же время, любой психолог в определенные моменты сталкивается с ощущением некоего тупика: когда развитие как будто останавливается и непонятно, куда дальше идти.

Профессиональный кризис наступает рано или поздно – и важно понимать, что в этот момент можно как остановиться в своем развитии, так и перейти на следующую – более высокую ступень. И помочь перейти на новую ступень может супервизия – как индивидуальная, так и групповая. Находясь в состоянии «тупика» человек часто не видит собственных ресурсов. Обратная связь со стороны коллег дает возможность увидеть новые источники идей и вдохновения там, где их, казалось бы, не могло быть. Кроме того, обратная связь позволяет освободиться от накопившихся профессиональных стереотипов, которые мешают посмотреть на ситуации и проблемы, возникающие на консультациях, с новой – порой, неожиданной стороны.

Но это еще не все. Самое важное , что хотелось бы сказать – супервизия должна быть регулярной. Почему? Потому что только регулярная супервизия дает возможность консультирующему психотерапевту сохранять объективное отношение к своим возможностям – и не только в период кризиса. И сам кризис в этом случае проходит с гораздо меньшими трудностями и эмоциональным напряжением.