Возрастная психология

Возрастная психология

Жизнь – это вовсе не игра, как утверждали Шекспир и Пушкин. Спокойный ход событий сменяется взрывом, переломным моментом. Потом жизнь вновь течёт по привычному руслу, пока не встретится с очередной плотиной. Всё это не просто слова, а данные науки под названием возрастная психология. Интересно? Займитесь её изучением, а пока постарайтесь понять, в чём суть этой науки.

Понятие

Возрастная психология – одна из отраслей психологии, занимающаяся изучением психологических изменений человека по мере его взросления.

Наука состоит из нескольких подотраслей:

  • пренатальной и перинатальной психологии, изучающей особенности психики малыша в утробе матери и в период новорождённости (до 1 года);
  • детской психологии, сфокусированной на особенностях развития детей от 1 года до 12 лет;
  • псиихологии юности и зрелого возраста, занимающейся изучением психологических характеристик людей в возрасте от 12 до 60 лет;
  • геронтопсихологии, изучающей психику людей преклонного возраста (старше 60 лет).

Что такое возраст?

Понятие возраста необходимо для обозначения характеристики развития личности. Оно различаются в зависимости от того, что взять за основу:

  • если принимать во внимание только количество лет от рождения до текущего момента времени, то мы получим хронологический (паспортный) возраст;
  • если отталкиваться не от количественной, а от качественной характеристики (уровня развития личности в зависимости от закономерностей и условий формирования организма), то можно говорить о психологическом возрасте.

Впервые о проблеме возраста в психологии упомянул Лев Семёнович Выгодский в одноимённом труде, а после этот вопрос продолжили изучать его ученики: Д.Б. Эльконин и Б.Г. Ананьев.

Компоненты возраста

Психологический возраст можно буквально «разложить по полочкам», если выделить его основные компоненты:

  • социальная ситуация развития, то есть взаимоотношение человека с окружающей средой;
  • новообразования – возникающие на конкретном этапе изменения, предопределяющие ход дальнейшего развития;
  • ведущая деятельность – основной тип деятельности, в котором «растворяются» все остальные (например, в детстве ребёнок всё делает через игру).

Объект, предмет и задачи науки

Возрастная психология изучает психологические характеристики человека, он и является объектом науки.

Эта отрасль психологии очень многогранна, поэтому предметов у неё несколько:

Возрастные периоды;

  • Причины, механизм, темп и закономерности перехода от периода к периоду (или движущие силы, как их принято называть);
  • Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);
  • Ведущие виды деятельности в каждом возрасте;
  • Качества личности, её индивидуальные и возрастные особенности.

В практическом плане основная задача возрастной психологии - нарисовать правильный психологический портрет на каждом жизненном этапе.

С научной же точки зрения основная задача возрастной психологии - создание универсальной концепции, которая может объяснить, описать и спрогнозировать развитие личности.

Законы и закономерности развития

Законы психического развития в возрастной психологии сформулировал уже упомянутый ранее Л.С. Выгодский:

  • Развитие имеет собственный ритм, отличающийся от общего ритма времени (1 год жизни младенца не равен 1 году жизни в отрочестве);
  • Закон метаморфозы (ребёнок имеет совсем иную психику, нежели взрослый);
  • Каждая психическая функция развивается в благоприятный для этого (сенситивный) период;
  • Высшие психические функции развиваются «извне внутрь» (сначала человек овладевает орудиями, а затем образуются психические функции).

Понятие закономерности в возрастной психологии - одно из ключевых, ведь понять, на чём основывается деятельность человека, значит, истолковать его поведение правильно.

В возрастной психологии выделяются следующие закономерности развития:

  • Возрастные особенности определяют ведущую деятельность;
  • Чем интенсивнее деятельность, тем быстрее происходит развитие;
  • Все психические функции постепенно становятся взаимосвязанными;
  • При отставании одной из психических функций, её замещает другая;
  • Развитие неустойчиво, оно то происходит плавно, то резко перескакивает на другой уровень, рождая кризис;
  • Результат развития на предыдущем этапе трансформируется определённым образом на следующем, в процессе чего и рождаются новообразования.

Учиться на психолога никогда не поздно. Сделать первый шаг в науку или пополнить багаж новыми знаниями можно в Институте Инсайт. У вас есть замечательная возможность стать семейным психологом, пройдя познавательное обучение, подкреплённое практикой. Дерзайте!








Возврат к списку

Перед отправкой формы пароль будет зашифрован в браузере. Это позволит избежать передачи пароля в открытом виде.
Перед отправкой формы пароль будет зашифрован в браузере. Это позволит избежать передачи пароля в открытом виде.
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети