Медицина с человеческим лицом

Современная медицина в идеале должна являться целостным комплексом взаимоотношений в системе «врачи-пациенты», который обеспечивает оптимальный уровень физического и психического здоровья населения. Как достичь этого идеала? В первую очередь, конечно, это зависит от уровня самой оказываемой медицинской помощи, и в эту категорию входят такие компоненты как: профессиональная компетентность врачей и мед.персонала, эффективность и безопасность услуг. Сюда входят как способность врачей поставить диагноз и продумать лечение, исходя из целостного видения проходящих в организме процессов. Это и качество работы младшего медицинского персонала, который непосредственно оказывает необходимую помощь. Безусловно, это центральный компонент.. Но есть и другие: социальные и психологические аспекты качества помощи.

К социальным аспектам относится, конечно, доступность медицинских услуг. Если каждый человек имеет возможность получить помощь, соответствующую своему уровню дохода, в государственной или частной клинике, то это существенно повышает уровень благополучия общества в целом. Не менее важны психологические аспекты – и они являются наиболее сложным, «теневым» компонентом системы качества медицинской помощи. Это – все тонкости взаимоотношений врача и пациента, которые включают в себя установление контакта, четкость разделения ответственности, эмоциональную включенность обеих сторон. О прямолинейности российских врачей ходят легенды, — но это качество, несмотря на все плюсы, далеко не всегда является фактором, способствующим позитивному настрою пациента – и его выздоровлению. Информацию нужно правильно преподнести, не допуская «перегибов» ни в сторону чрезмерного «затуманивания», ни в сторону пугающей жесткости, граничащей с преувеличением. Кроме того и тесноту контакта нужно дозировать – чтобы сохранить как психическую целостность врача, так и эмоциональное благополучие пациента. Всему этому можно научиться на специальных психологических курсах и тренингах для врачей.